О научной школе

2 февраля 2021

«Научная школа» профессора Ильясова Д.Ф

«Научная школа» профессора Ильясова Д.Ф

Одной из хороших традиций отечественной гуманитарной науки является функционирование научных школ. Развитие актуальных и перспективных идей – основа формирования коллектива вокруг единой исследовательской методологии и принципов. Научная школа, объединяющая ученых ГБУ ДПО ЧИППКРО и представителей партнерских образовательных организаций, выстраивается в русле единого научного направления. Это направление – «Дополнительное профессиональное образование в проблемном поле андрагогики».

Основателем научной школы является Динаф Фанильевич Ильясов, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО, член экспертного совета ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ по педагогике и психологии.

Научная школа основана в 2001 году. С момента своего зарождения объединила более 100 ученых и специалистов из организаций общего, высшего и дополнительного профессионального образования, которые работают в различных субъектах Российской Федерации.

Целевые ориентиры создания научной школы определялись стремлением организовать тесное, постоянное и неформальное общение ученых; создать реальные возможности для осуществления обмена уникальными идеями и обсуждения результатов научных исследований; поддержать интерес опытных и начинающих педагогических работников к научной деятельности.

При этом в содержательном плане идеи научной школы реализуются в плоскости дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Это означает, что большинство получаемых результатов можно использовать в педагогической практике учреждений дополнительного профессионального образования и общеобразовательных учреждений. Данная особенность определяет своеобразие исследовательской программы представителей научной школы.

Одним из приоритетных исследовательских направлений научной школы является разработка способов популяризации научных педагогических знаний среди учителей. Не секрет, что применение научных знаний с высокой вероятностью приводит к улучшению любой деятельности, повышению ее результативности. Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что научно-педагогические знания востребованы в практике работы педагогов. При этом наблюдается тенденция к снижению значимости научно-педагогической информации для учителей общеобразовательных школ. Ключевая идея данного направления состоит в том, что научные психолого-педагогические знания могут быть востребованы и, соответственно, применены учителем, если будут популярно изложены. Популяризация психолого-педагогических знаний представляет огромную ценность для образовательной практики, поскольку, она способна обеспечивать улучшение качества общего образования путем продвижения актуальных подходов педагогики и психологии в широкие слои учительской общественности.

В соответствии с этими положениями разрабатываются перспективные стратегии популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей, которые могут быть реализованы преподавателями учреждений дополнительного профессионального образования. В рамках данного направления был подготовлен цикл публикаций в журналах и сборниках конференций, индексируемых в отечественных и зарубежных наукометрических базах. Издана монография «Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей» (2019 г.). Опубликованы: а) учебное пособие «Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя» (в 4-х частях, 2012-2015 гг.); б) учебное пособие «Практическая психология в деятельности учителя» (в 5-ти частях, 2017-2020 гг.), которые активно используются в курсовой и межкурсовой подготовке педагогических работников.

Еще одно исследовательское направление, связано с обоснованием идеи интеграции методических и психолого-педагогических знаний как фактора повышения качества естественно-математического и технологического образования. Его выделение обусловлено тем, что практику обращения учителей к психолого-педагогическим знаниям сложно в полной мере назвать распространенной. Вместе с тем обеспечение высокого качества образования требует не только методической проработки, но и педагогического осмысления. Можно утверждать, что успешность преподавания естественнонаучных дисциплин в школе во многом опирается на знание закономерностей развития высших психических функций обучающихся и учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Вместе с тем, у рядового учителя возникает множество вопросов. Как проектировать методики, обеспечивающие достижение личностных результатов? Как работать с разными категориями детей? Как применить психолого-педагогические знания в повседневной практике? Актуализируется проблема интеграции методических и психолого-педагогических знаний и их практической реализации в образовательном процессе школы. В соответствие с этим необходимо обоснование способов обеспечения интеграции методических и психолого-педагогических знаний для повышения качества естественно-математического и технологического образования.

Практико-ориентированный характер исследований прослеживается при реализации такого исследовательского направления, как использование метода кинопедагогики для решения образовательных задач. Сегодня перед учителем встает проблема выбора метода педагогического взаимодействия, наиболее эффективно решающего актуальную педагогическую задачу. Действительно, научное знание и педагогическая практика достаточно динамично развиваются. На первый план выходят способы взаимодействия, позволяющие стимулировать активность обучающегося в образовательной деятельности, сделать акцент на развитии рефлексивного мышления. Одним из таких способов воздействий является метод кинопедагогики. Метод предполагает просмотр, анализ и обсуждение видеоматериалов, направленных на решение учебной проблемы или воспитательной задачи. При реализации данного метода учитывается ряд авторитетных психологических теорий, используются позитивные стороны образовательных и социокультурных взаимодействий. Например, теории, раскрывающие идеи влияния позитивного, эмоционально-яркого киноматериала на познавательную и мотивационную сферы личности. Осмысление педагогических перспектив применения данного метода для решения разнообразных педагогических задач будет способствовать определению принципов, которые найдут свое практическое отражение в отборе содержательных линий повышения квалификации учителей.

Следующее направление исследований связано с тем, что среди приоритетных задач на передний план выдвигаются установки, связанные с определением и обоснованием эффективных средств внутриорганизационного обучения педагогов школы. В этом контексте осуществляются ряд исследований, в которых представителями научной школы изучаются возможности самообучающейся организации для непрерывного профессионального развития педагогов; анализируются пути и продуктивные способы использования в практике повышения квалификации бенчмаркинговых технологий. Сравнительно недавно завершены исследования, в которых получены научно ценные результаты, отражающие влияние коллективной поисковой деятельности на развитие методического мышления учителя, направленности внутриорганизационного обучения на становление индивидуальной методической системы молодого преподавателя, развитие научно-методической культуры педагога, исследовательского потенциала учителя, профессионального потенциала педагога, конфликтологической компетентности учителя и т.д.

Деятельность представителей научной школы нашла свое отражение в следующих результатах.

Исследования активно обсуждаются в научных статьях, публикуемых в журналах и сборниках конференций российского и международного уровней. Результаты деятельности научной школы также широко представлены в крупных издательствах («Владос», «Просвещение»), а также ведущих научных журналах страны («Педагогика», «Высшее образование в России», «Директор школы», «Практика административной работы», «Инновации в образовании», «Школьные технологии» и других высокорейтинговых журналах).

Получаемые результаты нашли свое отражение в ряде учебно-методических пособий. Такие учебные издания как «Теория управления образованием», «Школа как самообучающаяся организация», «Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя» (в 4-х частях), «Практическая психология в деятельности учителя» (в 5-ти частях) активно используются в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Д.Ф. Ильясов является разработчиком ряда перспективных проектов, которые активно используется в широкой практике общего образования: модели непрерывного профессионального образования педагогов на основе принципов самообучающейся организации (2013 г.), модели государственно-общественного управления качеством общего образования на региональном уровне (2014 г.), Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области (образовательного проекта «ТЕМП», 2014 г.), Региональная концепция поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в которых имеется предрасположенность контингента обучающихся к агрессивному и противоправному поведению» (2020 г.), Каскадная модель организации консультационного и тьюторского сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов школ, которым оказывается поддержка в рамках мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

В научной школе поощряется и активно реализуется деятельность по обмену уникальными идеями и обсуждения результатов научных исследований. Начало этой деятельности было положено опытом организации «Школы начинающего исследователя», которая функционировала в форме дополнительной образовательной программы для педагогов общеобразовательных школ. Сегодня, формы и направления научной деятельности участников научной школы достаточно авторитетны и разнообразны.

Основной информационной площадкой для представления результатов исследований научной школы для широкой педагогической общественности является научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». Он входит в список изданий, которые рекомендованы ВАК при Министерства науки и высшего образования РФ для публикации результатов научных исследований.

Начиная с 2002 года организуются и проводятся две международные научно-практические конференции: «Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров» и «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования».

Д.Ф. Ильясов ведет активную организационную работу. Является членом экспертного совета ВАК по педагогике и психологии; зам. председателя диссертационного совета Д 212.320.03 по педагогическим наукам на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный), членом диссертационного совета Д 212.111.06 на базе ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (г. Магнитогорск).


Описание для анонса: 

Детальное описание: 

«Научная школа» профессора Ильясова Д.Ф

Одной из хороших традиций отечественной гуманитарной науки является функционирование научных школ. Развитие актуальных и перспективных идей – основа формирования коллектива вокруг единой исследовательской методологии и принципов. Научная школа, объединяющая ученых ГБУ ДПО ЧИППКРО и представителей партнерских образовательных организаций, выстраивается в русле единого научного направления. Это направление – «Дополнительное профессиональное образование в проблемном поле андрагогики».

Основателем научной школы является Динаф Фанильевич Ильясов, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО, член экспертного совета ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ по педагогике и психологии.

Научная школа основана в 2001 году. С момента своего зарождения объединила более 100 ученых и специалистов из организаций общего, высшего и дополнительного профессионального образования, которые работают в различных субъектах Российской Федерации.

Целевые ориентиры создания научной школы определялись стремлением организовать тесное, постоянное и неформальное общение ученых; создать реальные возможности для осуществления обмена уникальными идеями и обсуждения результатов научных исследований; поддержать интерес опытных и начинающих педагогических работников к научной деятельности.

При этом в содержательном плане идеи научной школы реализуются в плоскости дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Это означает, что большинство получаемых результатов можно использовать в педагогической практике учреждений дополнительного профессионального образования и общеобразовательных учреждений. Данная особенность определяет своеобразие исследовательской программы представителей научной школы.

Одним из приоритетных исследовательских направлений научной школы является разработка способов популяризации научных педагогических знаний среди учителей. Не секрет, что применение научных знаний с высокой вероятностью приводит к улучшению любой деятельности, повышению ее результативности. Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что научно-педагогические знания востребованы в практике работы педагогов. При этом наблюдается тенденция к снижению значимости научно-педагогической информации для учителей общеобразовательных школ. Ключевая идея данного направления состоит в том, что научные психолого-педагогические знания могут быть востребованы и, соответственно, применены учителем, если будут популярно изложены. Популяризация психолого-педагогических знаний представляет огромную ценность для образовательной практики, поскольку, она способна обеспечивать улучшение качества общего образования путем продвижения актуальных подходов педагогики и психологии в широкие слои учительской общественности.

В соответствии с этими положениями разрабатываются перспективные стратегии популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей, которые могут быть реализованы преподавателями учреждений дополнительного профессионального образования. В рамках данного направления был подготовлен цикл публикаций в журналах и сборниках конференций, индексируемых в отечественных и зарубежных наукометрических базах. Издана монография «Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей» (2019 г.). Опубликованы: а) учебное пособие «Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя» (в 4-х частях, 2012-2015 гг.); б) учебное пособие «Практическая психология в деятельности учителя» (в 5-ти частях, 2017-2020 гг.), которые активно используются в курсовой и межкурсовой подготовке педагогических работников.

Еще одно исследовательское направление, связано с обоснованием идеи интеграции методических и психолого-педагогических знаний как фактора повышения качества естественно-математического и технологического образования. Его выделение обусловлено тем, что практику обращения учителей к психолого-педагогическим знаниям сложно в полной мере назвать распространенной. Вместе с тем обеспечение высокого качества образования требует не только методической проработки, но и педагогического осмысления. Можно утверждать, что успешность преподавания естественнонаучных дисциплин в школе во многом опирается на знание закономерностей развития высших психических функций обучающихся и учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Вместе с тем, у рядового учителя возникает множество вопросов. Как проектировать методики, обеспечивающие достижение личностных результатов? Как работать с разными категориями детей? Как применить психолого-педагогические знания в повседневной практике? Актуализируется проблема интеграции методических и психолого-педагогических знаний и их практической реализации в образовательном процессе школы. В соответствие с этим необходимо обоснование способов обеспечения интеграции методических и психолого-педагогических знаний для повышения качества естественно-математического и технологического образования.

Практико-ориентированный характер исследований прослеживается при реализации такого исследовательского направления, как использование метода кинопедагогики для решения образовательных задач. Сегодня перед учителем встает проблема выбора метода педагогического взаимодействия, наиболее эффективно решающего актуальную педагогическую задачу. Действительно, научное знание и педагогическая практика достаточно динамично развиваются. На первый план выходят способы взаимодействия, позволяющие стимулировать активность обучающегося в образовательной деятельности, сделать акцент на развитии рефлексивного мышления. Одним из таких способов воздействий является метод кинопедагогики. Метод предполагает просмотр, анализ и обсуждение видеоматериалов, направленных на решение учебной проблемы или воспитательной задачи. При реализации данного метода учитывается ряд авторитетных психологических теорий, используются позитивные стороны образовательных и социокультурных взаимодействий. Например, теории, раскрывающие идеи влияния позитивного, эмоционально-яркого киноматериала на познавательную и мотивационную сферы личности. Осмысление педагогических перспектив применения данного метода для решения разнообразных педагогических задач будет способствовать определению принципов, которые найдут свое практическое отражение в отборе содержательных линий повышения квалификации учителей.

Следующее направление исследований связано с тем, что среди приоритетных задач на передний план выдвигаются установки, связанные с определением и обоснованием эффективных средств внутриорганизационного обучения педагогов школы. В этом контексте осуществляются ряд исследований, в которых представителями научной школы изучаются возможности самообучающейся организации для непрерывного профессионального развития педагогов; анализируются пути и продуктивные способы использования в практике повышения квалификации бенчмаркинговых технологий. Сравнительно недавно завершены исследования, в которых получены научно ценные результаты, отражающие влияние коллективной поисковой деятельности на развитие методического мышления учителя, направленности внутриорганизационного обучения на становление индивидуальной методической системы молодого преподавателя, развитие научно-методической культуры педагога, исследовательского потенциала учителя, профессионального потенциала педагога, конфликтологической компетентности учителя и т.д.

Деятельность представителей научной школы нашла свое отражение в следующих результатах.

Исследования активно обсуждаются в научных статьях, публикуемых в журналах и сборниках конференций российского и международного уровней. Результаты деятельности научной школы также широко представлены в крупных издательствах («Владос», «Просвещение»), а также ведущих научных журналах страны («Педагогика», «Высшее образование в России», «Директор школы», «Практика административной работы», «Инновации в образовании», «Школьные технологии» и других высокорейтинговых журналах).

Получаемые результаты нашли свое отражение в ряде учебно-методических пособий. Такие учебные издания как «Теория управления образованием», «Школа как самообучающаяся организация», «Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя» (в 4-х частях), «Практическая психология в деятельности учителя» (в 5-ти частях) активно используются в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Д.Ф. Ильясов является разработчиком ряда перспективных проектов, которые активно используется в широкой практике общего образования: модели непрерывного профессионального образования педагогов на основе принципов самообучающейся организации (2013 г.), модели государственно-общественного управления качеством общего образования на региональном уровне (2014 г.), Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области (образовательного проекта «ТЕМП», 2014 г.), Региональная концепция поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в которых имеется предрасположенность контингента обучающихся к агрессивному и противоправному поведению» (2020 г.), Каскадная модель организации консультационного и тьюторского сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов школ, которым оказывается поддержка в рамках мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

В научной школе поощряется и активно реализуется деятельность по обмену уникальными идеями и обсуждения результатов научных исследований. Начало этой деятельности было положено опытом организации «Школы начинающего исследователя», которая функционировала в форме дополнительной образовательной программы для педагогов общеобразовательных школ. Сегодня, формы и направления научной деятельности участников научной школы достаточно авторитетны и разнообразны.

Основной информационной площадкой для представления результатов исследований научной школы для широкой педагогической общественности является научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». Он входит в список изданий, которые рекомендованы ВАК при Министерства науки и высшего образования РФ для публикации результатов научных исследований.

Начиная с 2002 года организуются и проводятся две международные научно-практические конференции: «Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров» и «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования».

Д.Ф. Ильясов ведет активную организационную работу. Является членом экспертного совета ВАК по педагогике и психологии; зам. председателя диссертационного совета Д 212.320.03 по педагогическим наукам на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный), членом диссертационного совета Д 212.111.06 на базе ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (г. Магнитогорск).


Детальная картинка: